Образование

 

Цели,  задачи школы. Программа обучения.

 

Государственное бюджетное общеобразовательное     учреждение Республики Крым «Чеботарская специальная  школа-интернат»  в образовательной деятельности  руководствуется  следующими нормативными документами:

— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

— примерными основными образовательными программами начального общего образования, основного общего образования, одобренными решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15, в ред. протокола от 28.10.215 № 3/15);

— примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

— приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

-постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Cанитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(с изменениями);

— санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее — СанПиН 2.4.2.3286-15);

— Уставом   Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Чеботарская специальная школа-интернат».

   

Коллектив школы-интерната работает в текущем учебном году над темой:

     «Комплексное  взаимодействие всех специалистов для обучения, развития, успешной адаптации и дальнейшей социализации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в общество»

Цель:

1) создавать систему обучения, обеспечивающую развитие каждого ученика в соответствии с его способностями, склонностями, интересами;

2) достичь оптимального уровня базового и дополнительного образования;

3) создать комплексное взаимодействие всех специалистов для успешной  адаптации и дальнейшей социализации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в общество.

Задачи:
1. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в школе.

  1. Активное внедрение в практику компьютерных и информационно-коммуникативных технологий, способствующих более эффективной коррекции индивидуальных отклонений в развитии ребенка.
    3.Совершенствование учебно-воспитательного процесса путём внедрения инновационных приёмов и методов работы по коррекции дефектов развития детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения и воспитания через:
  • использование личностно-ориентированных планов и программ, позволяющих обеспечить повышение качества ЗУН;
    •формирование системы нравственных качеств личности школьника;
    • создание положительной мотивации к обучению и развитие познавательной активности учащихся;
    • предупреждения неуспеваемости путём совершенствования индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками;
    • использование здоровьесберегающих технологий.
    4. Обобщение, распространение и внедрение в практику опыта работы учителей школы, применяющих в  учебном процессе инновации.
    5. Совершенствовние  деятельности педагогического коллектива по реализации комплексного подхода в воспитании, организации физкультурно-оздоровительной работы.
    6. Укрепление материально — технической базы школы с учётом возможностей и современных потребностей.
  1. Осуществление внедрения ФГОС ОВЗ в начальном звене.

 

ГБОУ РК «Чеботарская специальная школа-интернат» в своей уставной деятельности реализует следующие общеобразовательные программы:

-Адаптированная образовательная программа начального общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-9 классы) в соответствии с требованиями ФГОС

      -Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2-9 классы)  с изменениями Приказ №171 от 24.08.2018г 

— Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Реализуемые основные образовательные программы.

По окончании обучения воспитанники получают Свидетельство об обучении установленного образца.

Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 лет.

В реализации АООП выделен два этапа:

I этап ― 1-4 классы;

II этап ― 5-9 классы;

Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

 

        Характеристика обучающихся, которым адресована программа:

Возраст:  7 -17  лет.

 Продолжительность обучения: 9 лет.

Состояние здоровья: 1 – 4 группа здоровья.

Прием в образовательное учреждение осуществляется  на основании заключения центральной психолого- медико-педагогической ко­миссии о готовности ребенка к обучению.

В школе — интернате проводится  обучение с учётом:

-возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их интересов и потребностей.

Общие особенности детей с ОВЗ, поступающих на обучение в ГБОУ РК «Чеботарская специальная школа-интернат»:

— недостаточное физическое развитие, включая нарушения развития общей и мелкой моторики;

— нарушения интеллекта различной степени выраженности:

— нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности;

-недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания

 

Одним из приоритетных направлений в системе образования детей с особыми познавательными потребностями является блок коррекционно- развивающей деятельности ГБОУ РК «Чеботарской школы — интернате».

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в условиях образовательного процесса, направленного на освоение АООП для обучающихся с умственной отсталостью, преодоление и ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

 

Содержание коррекционно-развивающей области включает коррекционные занятия: логопедические занятия, ритмика, лечебная физкультура, курс по коррекции эмоционально- волевой сферы «Учись учиться», коррекция физического развития «Юный футболист»по коррекции эмоционально- волевой сферы «Познаю себя и учусь управлять собой» .

Основные направления коррекционно-развивающего обучения:

  • коррекция звукопроизношения, активизация словаря, развитие устной и письменной речи, повышение уровня техники чтения;
  • развитие вычислительных и измерительных навыков, умение практического использования полученных знаний;
  • развитие опорно-двигательного аппарата и мелкой мускулатуры, коррекция двигательной и моторной неловкости, формирование силы, ловкости, выносливости;
  • развитие общетрудовых умений и навыков, целенаправленное овладение профессиональными навыками;
  • воспитание навыков правильного поведения в коллективе и межличностных взаимоотношений, коррекция отрицательных черт характера;
  • практическое закрепление полученных знаний на уроках и во внеурочной деятельности.

Приоритетными направлениями коррекционно-развивающей работы школы-интерната являются:

  • Укрепление и охрана здоровья, физического развития ребенка;
  • Формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
  • Формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  • Расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружении.

Результатом обучения в школе должна стать коррекция психофизического развития личности ребенка с нарушением познавательных способностей, овладение им суммой теоретических и практических знаний, умений и навыков, которые помогут ему стать полноправным членом общества и положительно адаптироваться вне стен школы.

 

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Особое значение придается подготовке детей с ограниченными возможностями к  трудовой деятельности. Эта задача решается путем воспитания у детей общей готовности к труду и получения ими профессионально- трудовых знаний и навыков по определенной специальности. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться непосредственно в производительный труд.

В школе осуществляется трудовое обучение по направлениям: штукатурно- малярное, столярное, обувное, швейное дело, цветоводство и декоративное садоводство.

На основании письма Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»

№ 29/1448-6 от 14.03.2001 г. в школе-интернате в 9 классе проводятся экзамены по трудовому обучению.

Трудовая и профессиональная направленность каждого ученика определяется школьным ПМПк по рекомендации врача школы.

Частью учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса является внеклассная работа по трудовому обучению, которая ведется квалифицированными специалистами с учетом психофизических особенностей детей, их возраста и интересов.

В трудовой деятельности осуществляется сочетание групповой, общеклассной  с индивидуальными формами работы с учащимися.

Трудотерапия — одно из ведущих направлений в коррекции личностных качеств учеников, подготовке их к самостоятельной жизни.